Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

С чего всё началось или детские мечты сбываются!

Опубликовано 25.10.2012

    Всем доброго времени суток! В этой записи хочу рассказать, как я пришёл в авиамоделизм и как радиоуправляемые авиамодели помогают мне реализовывать мечту детства стать авиаконструктором и лётчиком-испытателем в одном лице!

 

     Так сложилось, что с детства я рос в специфичной среде работников авиационного завода «Сокол». Если точнее, то мой дед работал на производстве, а отец в отделе противодействия иностранной разведки и защиты информации, что позволяло ему быть всегда в курсе всех событий, связанных с появлением новой авиационной техники. В общем, как-то впитал я с раннего детства, через разговоры и журналы «Техническая информация», тягу к новейшим разработкам и желание самому принимать участие в их создании и испытании. Лет с 8-ми начал думать над собственными вариантами современных истребителей. Научился вычерчивать их на бумаге, делать собственные развёртки, вырезать и склеивать их, потом запускать с катапульты и выявлять особенности полёта. Параллельно хотел сначала стать авиаконструктором, потом лётчиком-испытателем, потом понял, что не могу определиться, кем из них больше хочу стать. Хотелось всё сразу. Время шло, тогдашний Советский Союз развалился, авиапромышленность встала, завод перестал работать, перспективы в авиации стали призрачной мечтой.

    

     В следствии многих причин, получилось так, что не пошёл я в авиацию, даже при том, что в 1998 году была возможность поступить в МАИ без экзаменов. Получил два образования других специальностей, начал заниматься предпринимательской деятельностью. Но мысли о самолётах меня никогда не покидали. Много думал про радиоуправляемые модели, как о варианте продолжить воплощать свои самолётные идеи в жизнь, пусть и на «маленьком» уровне. Тормозило то, что в 80-х сложилось представление о недоступности и ненадёжности радиоаппаратуры. Всё сдвинулось с мёртвой точки, когда в 2008-м я вдруг неожиданно обнаружил, что радиотехнологии стали как никогда доступны и весьма надёжны. При этом порадовало, что электричество стало таким мощным, вплоть до возможности имитирования реактивных двигателей при помощи импеллерных установок. Тут меня «сорвало»!

  

     Первым делом, в 2009-м, купил в качестве первого самолёта, вопреки всем отговорам и предупреждениям, импеллерный Су-27 Арт-тех. Всем назло я без проблем научился на нём летать. Уронил его только один раз в 7-м полёте, далее было ещё около сотни вылетов. Модель отлетала до истекания ресурса коллекторных моторов, которые в то время ещё иногда использовались в импеллерах. После этого стало понятно, что летать я могу и нужно приступать к созданию собственного самолёта. Вопрос стоял из чего и как делать. Т.к. в свете большого количества идей я собирался делать много и быстро, то выбор сразу пал на «потолочные» технологии. Для того, чтобы набраться понимая, как делать из потолочки самолёты, решил я по-быстрому сваять свой любимый Миг-29 УБ в качестве учебной во всех планах модели. С импеллерами не рискнул поначалу связываться из-за их дороговизны и сложности в расчётах, а так же установки на модель. Поэтому первые модели решил делать «пушерами», т.е. с толкающим винтом.

  

     Первая самодельная модель (Миг-29 УБ):

 

     После 29-го мига, решил строить уже самолёт по собственным разработкам. Первым из таких стал С-45. Истребитель с аэродинамической схемой «Утка». Самолёт получился очень удачным. На нём я сразу же применил ОВТ (отклоняемый вектор тяги) в канале тангажа. Винтомоторная группа крепилась на платформу, которая вращалась на специальной оси. На модели были активны все рулевые плоскости.

  

    Авиамодель С-45:

     Первые мои самолёты Миг-29 УБ и С-45 были «плосколётными», не имели реалистичного объёмного фюзеляжа, что не позволяло им выгладить приличным образом. Отсюда появилось неуёмное желание сделать модель с полноценным объёмным фюзеляжем и прозрачным фонарём (кабиной). Первой из таких моделей стал истребитель С-49. На нём я начал эксперименты по созданию комбинированного всеракурсного (3D) ОВТ. Винтомоторная группа вращалась в вертикальной плоскости, а части элевонов находились в воздушной струе винта и отклоняли вектор тяги в каналах тангажа и крена. Такая схема хотя и работала, но всё-таки имела ряд недостатков и не была в полной мере эффективной.

  

     Авиамодель С-49:

     Логическим продолжением 49-го стали С-57 и С-59. На С-57 я наконец-то полностью выработал для себя технологии создания объёмного фюзеляжа и выдавливания прозрачного фонаря, а на С-59 наконец-то реализовал свою собственную систему всеракурсного ОВТ, которая не требует тяжелого узла крепления ВМГ и работает не менее эффективно при этом.

 

     Авиамодель С-59 «Косатка»:

 

 

 

 

     Все мои пушеры были оснащены следующим образом:

    

     Двигатель: http://www.parkflyer.ru/54178/product/7992/?refcat=223

     ПАК: http://www.parkflyer.ru/54178/product/8932/?refcat=317

     Регулятор: http://www.parkflyer.ru/54178/product/6459/?refcat=20107

 

     Параллельно с изготовлением пушеров, я вел исследовательскую работу в плане применения импеллеров. Первым результатом стало появление модели экспериментального истребителя С-61 (S-XX). На нём я решил опробовать сразу несколько новшеств: импеллер, закрылки, новую аэродинамическую схему, полностью объёмную конструкцию с профилированным крылом, плоское сопло с всеракурсным ОВТ.

 

     Вот что получилось:

 

 

 

     После С-61 я как-то поднабрался смелости и уверенности и ввалился в проект С-67 (AL-10 “SKAT”). Это стало первой моей работой, на которой я обжёгся, хотя в итоге и вышел на новый для себя уровень в плане использования импеллеров. Дело в том, что самолёт предполагался изначально без вертикального оперения. Была у меня идея, можно сказать гипотеза, которая вроде как даже подтвердилась при испытаниях маленькой свободнолетающей модельки. Но реальная авиамодель оказалась неустойчивой и не могла летать, выполняя интенсивные манёвры. Летала более или менее прямо и аккуратными растянутыми виражами. При малейших попытках развернуться покруче, происходил срыв в штопор. При этом при всём чувствовалась отличная работа импеллера и ощущалась хорошая тяга. Модель решил модифицировать и получился новый самолёт. В дальнейшем конструкция была ещё несколько раз модифицирована, в результате чего были получены очень интересные данные, нашедшие применения в дальнейшем конструировании моделей собственной разработки.

 

     Авиамодель С-67:

 

 

     Модификация С-67 М:

 

       

     Модификация С-67 М2:

 

 

     Модификация С-67 М3:

 

 

     Модификация С-67 М4:

 

 

     На С-61 и С-67 ставился один и тот же импеллер, но на 61-м он работал от 3-х банок (12 В), а на 67-м от 4-х банок (16 В). Импеллерная установка была такая:

 

     Импеллер: http://www.parkflyer.ru/54178/product/4238/?refcat=55698

     Двигатель: http://www.parkflyer.ru/54178/product/8137/?refcat=223

     Регулятор: http://www.parkflyer.ru/54178/product/442508/?refcat=20107

     ПАК (С-61): http://www.parkflyer.ru/54178/product/8932/?refcat=317

     ПАК (С-67): http://www.parkflyer.ru/54178/product/9182/?refcat=317

 

     После создания Ската наметился лёгкий творческий кризис. Был начат новый проект АЛ-601 ТМПИ под 90 миллиметровый импеллер, с убирающимися шасси, более 1,5 метров в длину и более 2 кг взлётной массой. Стройка не заладилась из-за быстрого охлаждения к будущему самолёту, т.к. мне показалось, что он недостаточно целесообразен. Встал вопрос, где он будет летать, ведь ВПП для него нет по-близости. В итоге этот самолёт долго находился в состоянии 30% готовности и лишь через год с лишним был достроен и поднят в воздух!

 

     АЛ-601 ТМПИ:

 

 

      Фото и видео готового АЛ-601 ТМПИ (AL-601 INSIDER)

                                   

                                   

     Весной 2012-го, для поднятия настроения решил немного отступить назад и сделать что-то простое для повседневных полётов. Тут как раз были мысли на счёт аэрокосмических самолётов и нарисовалась некая форма летательного аппарата. Таким образом получился АЛ-605 «Чёрная летучая мышь». По его мотивам за 4 дня соорудил модель под «пушер». Оснастил её всеракурсным ОВТ от С-59 и вторым двигателем, расположенным на брюхе для поддува снизу. Таким образом, я планировал получить модель, способную выполнять сверхманёвренный пилотаж и зависать ненадолго в горизонтальном положении. В итоге со сверхманёвренностью проблем не было, а вот с зависанием оказалось всё сложно. Главным образом возникали трудности с одновременным управлением двумя двигателями. В итоге второй двигатель был снят и самолёт получил ещё более высокие лётные качества из-за уменьшения веса. Примечательно то, что этот самолёт открыл мне дорогу в мир коммерческих показательных выступлений. Одним из главных событий в этой сфере деятельности стал полёт на день города над главной площадью (пл. Минина и Пожарского) города Нижнего Новгорода, во время праздничного концерта.

 

     АЛ-605:

 

     Очертания 605-го в ясном небе мне так понравились, и некоторые лётные особенности так приглянулись, что сильно захотелось развить эту тему. Так появился АЛ-607 МФПИ. Этот самолёт является на данный момент пиком моего творчества. На нём применено много новых технологий и неиспользуемой мной ранее электроники. Самолёт имеет внутренний каркас из угольных трубок различного диаметра, электронную систему стабилизации, адаптированное под импеллер решение всеракурсного ОВТ с моих ранних пушеров. Самолёт получился очень зрелищным и привлекающим внимание, как зрителей, так и авиамоделистов.

 

     АЛ-607 МФПИ:

 

 

 

     Силовая установка 607-го:

 

     Импеллер: http://www.parkflyer.ru/54178/product/4240/?refcat=55698

     Двигатель:http://www.parkflyer.ru/54178/product/104433/?refcat=223

     Регулятор: http://www.parkflyer.ru/54178/product/10331/?refcat=20106

     ПАК: http://www.parkflyer.ru/54178/product/9513/?refcat=241

 

     В общем вот так, с помощью радиоуправляемых моделей, у меня получилось и продолжает получаться воплощать детскую мечу стать авиаконструктором и лётчиком-испытателем в одном лице в жизнь! Нет ничего приятнее, чем разработать и построить модель своего самолёта, а затем научить её летать, управляя ей самостоятельно. Всем рекомендую не подавлять в себе творческое начало и давать ему развиваться! Я тоже, следуя своей же рекомендации, не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжу свой путь в данном направлении. Уже сегодня это увлечение начинает утрачивать статус "хобби" и сводится к профессиональной деятельности в области разработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).