Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Загадочный HiMAT - FPV 20-го века и многое другое!

Опубликовано 05.01.2014

HiMAT (Highly Maneuverable Aircraft Technology) - американская программа (NASA 1979-1983) по изучению сверхманёвренности при помощи радиоуправляемых моделей с турбореактивными двигателями, управляемыми через видеокамеры от  первого лица. По-сути эти беспилотные исследовательские летательные аппараты были одними из первых авиамоделей FPV, то есть управляемые пилотом в реальном времени через видеосвязь.

 

 

HiMAT использовался для того, чтобы ускорить разработку передовых технологий и систем, используемых во многих современных высокотехнологичных, сверхманёвренных боевых самолетах.

 



Для исследований было построено два самолёта (длиной коло 6 метров), которые использовались в программе, которую проводило NASA совместно с лабораторией динамики полета ВВС США. Данные авиамодели, которые поднимали в воздух в общей сложности 26 раз, позволили получить техническую информацию для использования в дальнейшем (на больших самолётах) композитных материалов, аэроупругого крыла, аэродинамической схемы "утка", крыла с винглетами, сложных компьютеризированных систем управления и многого другого.

Самолеты HiMAT были с турбореактивным двигателем General Electric J85-21. Запускались они при помощи самолета спецтраспортника NASA B-52 с высоты 10-12 тысяч метров. Ими управляли удаленно от наземной станции при помощи телекамеры, установленной в кабинах моделей. Аппараты отлично себя показали, на них удалось достичь сверхманёвренности, о которой так мечтали в те времена.

 

Технологии, проверенные и отработанные на самолётах HiMAT, применили позже на других  исследовательских самолётах, таких как X-29, F-16 XL, F-15 S/MTD

X-29

 

F-16 XL

 

F-15 S/MTD

 

И только после этого появились американские истребители 5-го поколения F-22, F-23 и серия продвинутых беспилотников. Также, исходя из положительного опыта HiMAT, в начале 90-х была создана ещё одна "FPV модель" прототипа перспективного истребителя X-36*, для исследования поведения бесхвостых самолётов такого типа, не являющихся классическим летающим крылом, которое довольно легко заставить летать без вертикального оперения.

 

 

Вот такая вот слегка подзабытая, но захватывающая история, которая возвышает авиамоделизм, раскрывая его огромный потенциал в разработке реальных, "взрослых" самолётов!

Всем успехов и до новых встреч!

 

Сергей Александров

 

*  Х-36 - экспериментальный самолет, разработанный американской корпорацией Boeing. Самолет проектировался совместно с National Aeronautics and Space Administration (NASA) и фирмой McDonnell Douglas (ее филиалом Phantom Works). Целью работ была разработка скоростного малозаметного прототипа истребителя. Самолет выполнен по схеме "бесхвостая утка", с разнесенными элеронами и соплами изменяемого вектора тяги. На самолете установлены экспериментальные двигатели Williams Research F112 тягой 318 кгс. Взлетная масса самолета составляет 590 кг. Управление самолета осуществляется с земли, используя носовую видеокамеру, связанную с системой виртуальной реальности  отображаемой в шлеме пилота. Самолет был построен в 1993 году. Летные испытания были начаты в 1997 году на авиабазе Эдвардс, Калифорния, в Центре летных испытаний (NASA's Dryden Flight Research Center). Было выполнено 25 полетов в течении шести месяцев.