Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

История Инсайдера

Опубликовано 05.02.2014

Всем доброго времени суток! Это небольшая статья, раскрывающая некоторые моменты творческого процесса создания моей модели INSIDER, которая была поднята в воздух в апреле 2013-го года.
 


       Проект INSIDER появился в конце 2011-го года, как способ борьбы с осенней депрессией. Изначально он не имел какого-либо названия, кроме индекса Ал-601 ТМПИ. Крайние буквы означали тактический многофункциональный перспективный истребитель))). Планировалось применить некоторый положительный опыт эксплуатации модели S-61 "RED STAR". Изготовление 601-го растянулось на долгий период с большими перерывами в работе. В процессе проект пережил несколько значительных изменений.
      Что же это за штуковина такая? В основе Инсайдера лежит идея истребителя переходного 5-6-го поколения. В основном этот самолёт должен быть оператором ББС (боевые беспилотные самолёты) и уметь выполнять функции ударной машины и, по-возможности, перехватчика. Некоторые особенности дизайна 601-го диктуются соображениями о снижении ЭПР (эффективная площадь рассеивания, влияет на радиолокационную заметность). Отсюда и верхнее расположение воздухозаборников, и одинаковая стреловидность передних и задних кромок у крыла и ЦПГО, и доминирование трапеций в поперечных сечениях фюзеляжа, интегрированного в крыло, и... Также и сопло с всеракурсным ОВТ выполнено плоским для снижения заметности, но в ИК диапазоне. Похожее сопло, но без ОВТ, у YF-23. Так оно выглядит у американца:


     В общем, авиамодель Инсайдер - это результат очередного этапа игры в авиаконструктора))).

     Итак, кроме всего прочего, всё началось вот с таких эскизов, выполненых в 3DS MAX 2009:




     По-началу трудно было определиться с воздухозаборниками и наплывами. В итоге всё пришло к такому виду:



      Именно с этих эскизов и решено было начать проектирование модели. В качестве движущей силы был выбран 90-й 7-ми лопастный импеллер под 6-ти баночный ПАК. Также решено было оснастить модель убирающимся шасси в виде дешёвых электрических ретрактов, которые были в продаже на тот момент. В качестве основных сервоприводов были выбраны дешёвые HXT900. На элевоны решено было поставить более мощные и надёжные 939MG. В итоге основные комплектующие на момент начала выглядели таким образом:


Импеллер: http://www.parkflyer.ru/54178/product/4240/?refcat=55698

Двигатель: http://www.parkflyer.ru/54178/product/104433/?refcat=223

ПАК: http://www.parkflyer.ru/54178/product/9513/?refcat=241

Регулятор: http://www.parkflyer.ru/54178/product/10331/?refcat=20106

Ретракты: http://www.parkflyer.ru/54178/product/102970/

Сервоприводы на элевоны: http://www.parkflyer.ru/54178/product/102402/

Основные сервоприводы: http://www.parkflyer.ru/54178/product/662/

      Этот выбор был обусловлен желательными габаритами и массой модели. В длину хотелось около 1,5 метра, а масса чтобы сохранялась в пределах 2 кг. Вот такие жёсткие рамки были заданы)))

      Далее решил погонять схему в доступных прогах, таких как WinLaengs и FLZ Vortex. В винлаендже прикинул центровку:



     В вортексе прикинул скорости сваливания и полётные скорости при массе от 1,8 до 2,2 кг.


      После всех этих манипуляций появилась некая отправная точка и немного уверенности в завтрешнем дне))). Далее поездка за клеем, потолочкой и всякой всячиной типа реек и всяких там трубок для усиления пенной конструкции, ну и начало процесса изготовления аппарата.

      В основу силовой конструкции самолёта задумано было сделать реечную раму. С неё и начал делать самолёт. Вот так выглядела основная часть рамы в начале стройки:


     Далее пошла в дело потолочка. Конструкцию крыла пришлось сделать не так, как хотелось изначально. А изначально хотелось последовать примеру силового набора треугольного крыла Миража 2000. К укреплённой передней кромке подогнать несколько прямых лонжеронов, как показано на схематичном рисунке:

     Но из-за некоторых сложностей, связанных с компоновкой основных агрегатов и отсутствием возможности изготовить сложные шпангоуты, пришлось отступить от оптимального решения и пойти другим путём, путём компромиссов и адаптации под "производственные" возможности кухонного стола.






     Чуть не забыл, профили для этой модели пришлось разработать самому. За основу был взят профиль М10:
     На этом моменте первый этап стройки, который продлился около 2-х недель, закончился и последовала пауза примерно в один год!. В это время было сделано две других модели - AL-605 и AL-607. Опыт создания и эксплуатации самолёта AL-607 повлиял на проект Инсайдер, в результате чего он получил ряд серьёзных изменений: уменьшились габариты, изменилась геометрия крыла и воздухозаборников.

     Следующий этап стройки стартовал в связи с перездом в моделку! :) Это произошло в конце 2012-го года. Далее фоторепортаж пойдёт уже из мастерской школы авиамодельного спорта "Полёт".









      На этих фото фигурирует версия с одноместной кабиной. Дело в том, что изначально планировался Инсайдер двухместным, но потом проект был пересмотрен и среди прочих изменений самолёт получил одноместную кабину. Вот так выглядит эскиз одноместной версии:


      Далее, всё-таки решил перейти опять к спарке, ведь самолёт-оператор должен иметь вторую кабину. Но одноместная кабина уже сделана и расположена в съёмной части грота. В результате сделал ещё один грот, но уже со спаркой и получилось две версии модели. Хочешь, так летай, хочешь - эдак. После такого решения появилась идея ещё об одном гроте, с установленным на нём ФПВ оборудованием со стереоизображением. Стереоэффекта предполагается достичь при помощи двух камер на поворотной тарелке с оборудованием, которое сможет передавать два параллельных сигнала отдельно на каждый мониторчик видеоочков. Но это отдельная тема для исследования и статьи. Версия стерео-ФПВ в проекте выглядит таким образом, как робот-терминатор))):


      И вариант со съёмными переставными консолями:


      Идея о съёмных частях самолёта, о заменяемых модулях, меня посещала и ранее, ещё в первой стадии строительства модели. Подробней об этом можно прочитать пройдя по ссылкам, указанным в конце статьи под надписью дополнительная информация.

      Так, возвращаемся в моделку и далее пойдут фото основной двухместной версии Инсайдера. Фото и видео делались не каждый раз, поэтому в показе процесса имеются пропуски.




     Вот планер модели почти готов и можно приступать к окрасу. Окрас решено выполнить при помощи цветного скотча и нитромаркеров.





      И вот почти готовая модель! Осталось установить импеллер, который пришёл не так давно, зашить часть низа, сбутафорить створки ниш шасси и подготовить к полётам. Размеры получились такими: длина 130 см, размах 102 см. Масса в районе 2200 грамм.







     Полётные испытания были запланированы на конец апреля. Программа испытаний состояла из 20-ти полётов. Практика показывает, что мне на испытание и отладку модели требуется 8-10 полётов, но в случае с Инсайдером явно потребуется больше. Это связано с тем, что модель имеет усложнённую аэродинамическую схему и потребуется опробовать несколько алгоритмов отклонения рулевых поверхностей и запрограммировать их в меню миксов.

       Лётные испытания проходили довольно напряжённо, модель хоть и полетела с первого раза, но была очень чувствительна к настройкам отклонения рулей и требовала определённый алгоритм отклонения ЦПГО, который было весьма сложно реализовать на моей аппаратуре Turnigy 9X. 20 полётов потребовалось, чтобы самолёт полетел так как надо. При этом лётные качества превысили мои ожидания, но такой показатель, как чувствительность к ветру, меня разочаровал. Также роковой стала высокая требовательность к качеству ВПП, что в общем-то ожидалось изначально и привело к долгострою.

        Видео и фото полётов вы можете увидеть в разделе "проекты, концепты>хобби>AL-601 INSIDER". Всем спасибо за внимание и до новых встреч!



Дополнительная информация по данному проекту:

http://www.aljets.ru/html/al-601.html

http://forum.rcdesign.ru/blogs/57357/blog13020.html

http://forum.rcdesign.ru/f101/thread270404.html