Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Истребитель 6-го поколения. Концепт-дизайн.

Опубликовано 25.09.2016

АЛ-631 АРХОНТ / AL-631 ARCHONT (sixth-generation figther) Версия в PDF

AL-631 ARCHONT (SGF/sixth-generation fighter)AL-631 ARCHONT (SGF/sixth-generation fighter)

Всем привет! В очередной раз попробовал переработать образ истребителя, так называемого, 6-го поколения. До этого я писал про истребители без килей (часть 1, часть 2), публиковал картинки моих  предыдущих проектов, таких как 611 и 615. Все они тоже были в рамках идеи перспективных истребителей 6-й генерации.

Поскольку я не был до конца уверен в прежних дизайнах, то и 3D модели я особо не прорабатывал и старался в них увидеть только общие черты, отражающие основные принципы компоновки. В тоже время идея 611-го последней версии мне показалась интересной, хотя в ней и имеется много проблем. Решая их до конца, я в итоге создал новый проект самолёта. По сути он стал слиянием всех лучших идей из проектов 619, 611, 615. Итоговые эскизы мне понравились и я решил построить на этот раз более подробную 3D модель нового самолёта.

AL-631 "ARCHONT"AL-631 "ARCHONT"

Пришлось думать над новым названием. Свободным номером оказалось число 631. Поскольку начал проект с пилотируемой версии, которая должна быть главарём-оператором группы беспилотников такого же класса, то решил дать имя этому варианту Архонт. Архонт - это в данном случае тайный верховный правитель. Данный самолёт должен координировать действия беспилотников, получать с них данные и производить с них атаку по воздушным или наземным целям, при этом сам оставаясь вне зоны обнаружения и поражения. При необходимости Архонт самостоятельно может обнаруживать цели и поражать их, для этого он имеет отсек вооружения и собственную станцию, которую включает только в крайних случаях. Возможно на базе 631-го есть смысл реализовать и беспилотную версию, сделав модульную кабину, например. Это также даст возможность быстрого переоснащения и переделки пилотируемой версии в беспилотную и наоборот, что поможет регулировать численность тех и тех версий аппаратов на вооружении согласно текущей ситуации.

Итак, АЛ-631 "АРХОНТ":

АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)

AL-631 "ARCHONT"AL-631 "ARCHONT"

АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)

Как уже стало понятно, я опять вернулся к теме трансформируемого хвостового оперения. 611-й из-за обратного V стабилизатора получал сильные ограничения по углу тангажа на взлёте и посадке. Делать стабилизатор немного подгибаемым получается не сильно проще, чем сделать его полностью отклоняемым в диапазоне углов порядка +-60 градусов и задать ему широкий спектр универсальных функций.

В верхнем положении - взлётно-посадочная конфигурация. При этом можно спокойно задирать нос и взлетать с достаточной "естественной" путевой устойчивостью. Ещё важной деталью является возможность обеспечивать хороший момент для отрыва передней стойки без ухудшения несущих свойств крыла, что делает эту аэродинамическую схему на взлёте классической по сути. Т.е. на взлётно-посадочных режимах этот самолёт будет выглядеть классикой, что даёт преимущество ВПХ по отношению к чистой бесхвостке, например.

В среднем (в горизонтальном) положении - максимальное снижение ЭПР. Этот режим не предусматривает интенсивного маневрирования и возможен только с определённой развиваемой тягой двигателей, на которой хватает эффективности ОВТ для контроля курса. Также на сверх звуковой скорости в таком положении стабилизаторы оказываются в тени крыла. При этом не возникает дополнительного скачка уплотнения в хвостовой части, который присущ большинству сверх звуковых самолётов. Таким образом снижается сопротивление и повышается качество.

В нижнем положении - основные боевой и пилотажный режимы. В этом положении стабилизаторы не затеняются при маневрировании с выходом на большие углы атаки.

Также могут быть и другие конфигурации в рамках переходных режимов, вплоть до не симметричного отклонения.

Минусом такого хвостового оперения является его усложнённость, а значит надёжность и цена. При его отказе будут проблемы с путевой устойчивостью. Тут можно уповать на то, что выход из строя сразу двух органов управления маловероятен, а с одним стабилизатором в вертикальном положении с переходом механизации задней кромки крыла в режим элевонов и/или интерцепторов, отклоняя один руль в низ, а другой в верх на одной из нужных консолей, можно аккуратно вернуться на аэродром и совершить посадку, особенно, если при этом ещё и ОВТ будет исправно работать в помощь. Ещё в качестве минуса можно рассматривать дополнительный вес конструкции, но этот недостаток нивелируется отсутствием отдельного цельно поворотного вертикального оперения, если сравнивать с классическими схемами истребителей 5-й генерации типа Т-50 (ПАК ФА) или F-22.

АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы опущены вниз)АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы опущены вниз)

АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы подняты в верх)АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы подняты в верх)

Задняя кромка крыла имеет двойную стреловидность. Так получилось в результате сохранения числа углов стреловидности с задней стороны, чтобы снизить ЭПР в задней полусфере, и обеспечения аэродинамического фокуса в нужном месте, чтобы выйти на желаемые балансировочные характеристики в рамках статически неустойчивой схемы. При этом ещё и работа механизации не приводит к ухудшению путевой устойчивости, как, например, на крыле с обратной стреловидностью задней кромки по типу YF-23.

АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы в горизонтальном положении)АЛ-631 АРХОНТ в окрасе ALEXANDROV JETS (стабилизаторы в горизонтальном положении)

Крыло с фюзеляжем скомпонованы интегрально. Крыло в плане напоминает моего Ската (AL-10). Скат, кстати, был первой моей попыткой создать образ истребителя 6-го поколения. В виде авиамодели он прекрасно летал и я до сих пор считаю его одним из лучших в своём парке.

Угловатые выступы на передней кромке в стиле истребителей 5-й генерации не предусматриваются в пользу сверхзвука, т.к. они будут гнать лишнюю волну, создавать дополнительный скачок уплотнения. Ещё они не лучшим образом отражаются на графике площадей, хотя это решается путём уменьшения толщины профиля этих выступов. На 5-х эти выступы решают вопросы вихрегенерации на дозвуке при интенсивном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Генетически они происходят от готических наплывов в духе Миг-35 и F-18 Super Hornet, но сделаны с учётом снижения ЭПР. Несмотря на это, на Архонте, благодаря треугольному наплыву с острой кромкой, также будет осуществляться вихрегенерация, пусть и в меньших диапазонах критических режимов.

Воздухозаборники опять ушли вниз, т.к. я снова решил включить тему "волнолёта". При заборниках снизу можно добиться эффекта,  когда они параллельно выполняют роль волногенераторов с положительной интерференцией скачков уплотнения. В этом случае под самолётом скачков уплотнения больше, чем над ним и часть их направлена под крыло на заданном скоростном сверхзвуковом крейсерском бесфорсажном режиме. В данном случае дизайн рассчитан на 1,6 М примерно. Приблизительная визуализация:  

AL-631 "ARCHONT" (1,6 M)AL-631 "ARCHONT" (1,6 M)

Волна идёт под крыло. Чтобы немного придержать её под плоскостью крыла законцовки загнуты вниз. В результате давление снизу больше, что должно повышать качество на этой скорости. А вот заборники сверху дают скачки в верхней части. При этом уже даже создание дополнительных выступов для генерации волн снизу под крыло не даст нужного эффекта и в результате получится бессмыслица. На последних версиях 615-го я также пытался сделать волнолёт для крейсерского сверхзвука.

В целом компоновка сделана в духе YF-23. Длина аппарата порядка 21+ метра. Движки на этот раз  я решил разнести пошире. До этого я всегда делал их вплотную друг к другу, т.к. это поджимает мидель и уменьшает смоченную площадь. ИК поменьше и разворачивающий момент ниже при отказе одного из моторов. Но сложнее компонуется отсек вооружения, доступ для обслуживания двигателей усложняется, также уменьшается эффективность ОВТ в канале крена. Последнее и стало решающим фактором для выбора широкой расстановки движков. Выбор этот всё-таки больше в пользу пилотажных возможностей на малых скоростях, чтобы обеспечить более менее нормальную конкуренцию с истребителями 4-й - 5-й генерации на дозвуке при необходимости. Тем не менее этот выбор довольно условный, не означающий, что я считаю такой вариант безусловно лучше.

Для боевой нагрузки предусмотрен один отсек вооружения или вариант с контейнерным размещением и сбросом. На счёт вооружения пока не понятно, что у нас планируется на перспективу. Возможна разработка ракет специальной формы, которые сами по себе будут в форме контейнера и будут утоплены в фюзеляж с образованием чистого плоского днища самолёта. При этом пуск таких ракет не будет сопряжён с открытием створок большого отсека, что расширит скоростной диапазон безопасного применения вооружения.

Сопла "плоские" с реализацией всеракурсного ОВТ. Реализовано оно газовыми рулями. Вертикальная плоскость газового руля, отвечающего за курс, находится в струе от двигателя. АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)На форсаже будет сильно нагреваться и об ИК незаметности говорить тут не приходится, но на бесфорсажных режимах может и прокатит. Да и ИК незаметность трудно реализовать на истребителе с мощными двигателями с большой тягой. Главная задача таких сопел всё же снижение ЭПР в задней полусфере, а не ИК излучения.

Самолёт предполагается как сверх маневренный, хотя в тактике его применения, вкратце описанной выше, не рассматриваются варианты ближнего боя. Но это не значит, что нужно  полностью отказываться от него. А в целом суть такая: маневренность на дозвуке не должна сильно уступать истребителям 5-го поколения, а на сверхзвуке должна превосходить. Вообще на сверхзвуке 6-е во всех важных боевых параметрах должны превосходить 5-х. Малозаметность тоже должна быть выше 5-х.

Теперь начинаю думать над реализацией этого концепта в виде радиоуправляемой авиамодели. Облик мне нравится. Если и есть какие-то сомнения, то это в основном в рамках "игр" со стреловидностью, шириной расположения мотогондол и возможной установкой круглых сопел с ОВТ, что в общем-то концептуально не влияет на компоновку и дизайн. Думаю размер взять порядка 2-х метров длины (на данный момент максимальный, который я потяну) и вести "исследовательские работы", подражая программам HiMAT и X-36. Первые полёты планирую делать со специальным килём, установленным в задней части между гондол двигателей. С ним нужно будет настроить системы управления и выставить оптимальную центровку. Далее, постепенно, этапа в 3-4, укорачивать дополнительный киль до полного его исключения и выхода на заданную компоновку. Из  этого выходит, что проект 611 (из предыдущей записи блога) строиться не будет в пользу Архонта.

Материалы и комплектующие уже на подходе. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)АЛ-631 АРХОНТ (истребитель 6-го поколения)

AL-631 "ARCHONT"AL-631 "ARCHONT"

 

AL-631 "ARCHONT"AL-631 "ARCHONT" AL-631 "ARCHONT"AL-631 "ARCHONT"

AL-631 "ARCHONT"AL-631 "ARCHONT"