Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Винтокрылы или ещё одно новое забытое старое!

Опубликовано 05.12.2014

Всем доброго времени суток! На этот раз одолели мысли на счёт летательных аппаратов с вертикальными взлётом и посадкой и выполненными по винтокрылой схеме.

AL-102 TK "Region angel"AL-102 TK "Region angel"

Выдержка из Viki:

Винтокрылвинтокрылый летательный аппарат, несущий(-е) винт(ы) которого на режимах взлета, висения, посадки и на части диапазона скоростей горизонтального полета работает(-ют) за счет мощности силовой установки, а горизонтальный полет обеспечивается, в основном, за счет крыла и, обычно, воздушного винта(-ов), независимого от системы несущего винта(-ов).
Винтокрыл относится к типу винтокрылых летательных аппаратов, сочетающих в своей конструкции приводной несущий винт вертолётного типа, крыло и отдельные движители для создания горизонтальной тяги по типу самолётов. С помощью несущих винтов реализуются вертикальные взлёт и посадка (хотя основными могут считаться взлёт с разбегом и посадка с пробегом). В горизонтальном режиме полёт осуществляется за счёт пропульсивных движителей, а несущие винты обычно работают только на создание подъёмной силы и могут значительно разгружаться за счёт крыла. Кроме того, в русском языке винтокрылом может быть назван любой винтокрылый летательный аппарат без акцентирования на его конкретном типе – в том числе вертолёт классической схемы.
Винтокрыл - в англоязычных источниках комбинированный вертолёт. В определении комбинированного вертолёта (англ. compound helicopter) в настоящее время крыло является необязательным элементом. В этих же источниках комбинированный вертолёт иногда отождествляется с конвертоплананами.

 

"....В этих же источниках комбинированный вертолёт иногда отождествляется с конвертоплананами."

 

Именно поэтому я изначально AL-102 окрестил конвертопланом, хотя, по сути, он является винтокрылом. Если посмотреть историю создания и эксплуатации аппаратов такого типа, то получается интересная деталь. В принципе, такая схема даёт преимущества по скорости и дальности полёта перед вертолётами, сохраняя их способность взлетать и приземляться вертикально. Из недостатков можно выделить плохую маневренность и большее потребление энергии в режиме висения из-за "лишних" аэродинамических элементов в конструкции. В 50-е - 60-е годы недостатками считали ещё и чрезмерную сложность всевозможных трансмиссий и систем управления. В качестве некоторой информации нашёл небольшой ролик на ютубе про наш Ка-22 и др.:

В предыдущей статье я писал о своём видении конвертопланов в беспилотной авиации и развитии современных систем управления и стабилизации полёта. Отсюда и тема винтокрылов становится, на мой взгляд, достаточно привлекательной в сегменте небольших БПЛА. И, самое главное, что мне есть из чего исходить, делая такие выводы! ;)

AL-102AL-102

Экспериментальная модель AL-102 дала также исследовать и схему, которую я назвал, для себя, вертопланом, так как она использует несущие винты и крыло (толкающего винта нет). На фото видна схема вертоплана на базе Ангела, которая испытывалась без участия маршевого мотора и полёт производился только за счёт несущих винтов, наклонённых вперёд и работающих в режиме косого обдува при горизонтальном полёте.

AL-102 (в схеме "вертоплан")AL-102 (в схеме "вертоплан")

При этом крыло создаёт значительную подъёмную силу, но полностью аппарат на него "не ложится" в полёте. Такая схема оказалась тоже интересной, но в плане энергопотребления при полётах на большие расстояния она проигрывает основному варианту Ангела винтокрылой схемы с большим крылом.

И всё же, несмотря на необычность дизайна проекта "102" и его некоторые интересные показатели, вопрос выигрышности такой схемы перед всеми возможными альтернативными вариантами пока не очевиден. Например, в настоящее время умы многих людей трудятся над созданием мультикоптеров с большой продолжительностью полёта и большой дальностью применения. Некоторые успехи в этом направлении вроде начинают просматриваться. Но, тем не менее, лично мне намного ближе самолёты и в плане дальних перелётов мультикоптерам их трудно будет нагнать. Некоторые странно считают, что новые элементы питания приблизят коптеры к самолётам по скорости и дальности. Но кто сказал, что эти же элементы нельзя будет поставить на самолёты? В этом случае самолёты уйдут опять в отрыв, обновив свои же всевозможные рекорды! Поэтому тема аппаратов вертикального взлёта и посадки с большим радиусом действия именно на базе самолётов мне ещё долго не даст покоя! :) 

На этом пока всё, до новых встреч!

 

P.S. Демо-ролик AL-102 TK "Region angel":

 

Один из первых полётов Ангела, тест на переход при максимальной взлётной массе: